BMX велосипеды: что нужно о них знать
Почти каждый видел у себя в городе подростков на велосипедах странной конструкции (низкие с маленькими колесами), выполняющих различные трюки и виды экстремальной езды, с прыжками и переворотами. “Экстремалы”, – думали вы, и были правы, “это какие-то подростковые шалости, чтобы отличаться от сверстников, понапридумывали и развлекаются”, – и вот тут вы ошиблись.
История создания BMX
В названии велосипедов действительно есть слово экстрим (Bicycle MotoXtreme), а выполнение трюков на BMX-велосипедах с 2008 года стало олимпийским видом спорта. Изначально этот вид велосипеда с низкой посадкой и маленькими колесами с 48 спицами придумали для того, чтобы оттачивать мастерство в мотокроссе и мотофристайле.
Дело в том, что детям, будущим спортсменам мотокросса и мотофристайла, было нереально учиться ездить сразу на мотоциклах. Первые BMX велосипеды появились в США еще в 1970 году. Идею создать специальный велик для мотокросса подкинули дети: гоняющие на обычных велосипедах по трассам, которые их отцы мотокроссеры строили для себя.
Со временем такое времяпрепровождение заинтересовало взрослых и они разработали специальный велосипед, который бы по своей конструкции повторял посадку на мотоцикле и на нем можно было бы начать тренироваться.
Уже к концу 70-х катание на экстремальных велосипедах стало отдельным видом спорта.
Польза от BMX-велосипедов
Велосипеды BMX имеют низкую, но довольно жесткую посадку: у них нет амортизаторов – таким образом они повторяют поведение мотоцикла для мотокросса на трассе. Несмотря на то, что скорость у этих велосипедов одна, без специальных знаний и защиты езда на них может быть довольно опасной.
Как к любому виду спорта, к езде на велосипеде BMX необходимо готовиться с помощью дополнительных тренировок и оттачивать свое мастерство постепенно, начиная с наиболее простых трюков, со временем их усложняя. В идеале учиться ездить на них и тренироваться необходимо на специальных трассах для этого предназначенных и с учетом техники безопасности.
Если все делать правильно, то занятия на BMX велосипеде, как и любой вид спорта, приносят много пользы для здоровья.
- Силовая нагрузка. При катании на BMX велосипеде задействуются абсолютно все мышцы на теле, делая рейсера сильнее. Чтобы пройти трассу (“качать трассу” как говорят рейсеры), необходимо интенсивно крутить педали, а во время выполнения прыжков качаются мышцы рук.
- Кардио-нагрузка. BMX велосипед – это в первую очередь все же велосипед, поэтому кардио-нагрузку никто не отменял. Катания на BMX укрепляет сосуды, качает сердечную мышцу и развивает легкие. Таким образом, этот вид спорта поможет становиться не только сильнее, но и выносливее.
- Контроль веса. Как любой другой вид спорта, езда на BMX велосипеде помогает сжечь лишние калории и таким образом поможет сбросить лишний вес.
- Повышение самооценки. На первый взгляд многие трюки кажутся очень сложными, но как только начинаешь заниматься и осваивать велосипед, а также постепенно усложнять тренировки, понимаешь, что можешь еще и не такое. Этот вид спорта помогает повысить самооценку и начать чувствовать себя уверенней.
- Драйв и адреналин. Так как на BMX велосипеде тренировки проходят с помощью различных препятствий, то ожидание встречи с очередным вызовом – будоражит и заводит. Многие, кто начинает увлекаться ездой на BMX велосипеде, рассказывают, что испытывают небольшое волнение и выброс адреналина еще на старте только от мысли, что сейчас произойдет встреча с очередными препятствиями.
- Расширяет кругозор и помогает найти новых друзей. Любители мотокросса в принципе – это большая семья. У них принято сигналить друг другу на трассе, выражая уважение и признание, даже если люди не знакомы друг с другом. Такое же отношение распространяется на любителей BMX велосипедов. А так как движение популярно во всем мире, то, начиная заниматься ездой на BMX велосипеде вы становитесь частью большого сообщества, где можно найти новых друзей со всего мира.
Техника катания
Чаще всего мы видим как на экстрим-велосипедах гоняют на улицах города, используя бордюры и ступеньки в качестве трамплинов. Настоящая трасса для BMX обычно состоит из нескольких широких прямых полос, включающих в себя ритмсекции, крутые виражи и трамплины. Начинается трасса со спуска в несколько метров – это нужно для хорошего разгона.
Во время соревнований в заезде участвует до 8 гонщиков одновременно. Их цель – прийти к финишу первыми. В этом виде спорта разрешена борьба руками, подрезания, контактная борьба. При этом необходимо удержать на велосипеде и пройти препятствие, что довольно сложно, если тебя норовят сбросить с велика или подрезать.
Разновидности BMX
Кроме классического, существует еще три вида катания на BMX велосипедах: дерт, парк и стрит. Они отличаются не только по технике катания и трассе, но и велосипедами.
Особенности дерт: появился в ответ на желание рейсеров больше прыгать, чем “качать трассу”. Обычно дерт трасса строится из земли или дерева и состоит из сплошных трамплинов. Здесь не нужно безостановочно крутить педали, чтобы пройти трассу, нужно только перепрыгивать с трамплина на трамплин и правильно приземляться. Чем больше трюков выполняет райдер и чем они сложнее, тем выше его балл.
Особенности парка: техника катания появился сначала как техника катания для скейтеров, потом таким же образом стали кататься и BMX велосипедисты. В катании используются глубокие впадины с плавными изгибами. Такой вид катания появился впервые в Калифорнии, когда от засухи пересохли все бассейны. Именно их вначале и начали использовать скейтеры, а потом и BMX райдеры. Сейчас строят большие трассы с полукруглыми трамплинами с плавными изгибами. Их количество и размер зависит только от фантазии строителей.
Особенности стрита: именно BMX стрит видим мы, когда видим прыгающих на велосипедах с отрывом двух колес через бордюры и ступеньки. Кроме прыжка с отрывом двух колес используются другие трюки: езда на одном колесе, повороты на одном колесе и большие прыжки. Стрит – единственный стиль катания на BMX велосипедах, который продолжает быть простой катанием и не является спортивной дисциплиной.
Для этих видов катания нужен немного другой велосипед, чем для классического BMX: он должен быть устойчивее и более “верткий” Для дерта используют шипованные камеры для колес, для стрита и парка “перья” шин намного мягче. Но главное, велосипеды для дерта, парка и стрита должны быть намного прочнее, так как они должны выдерживать постоянные прыжки и падения на землю. Выбор правильного велосипеда – это целая наука, но от конструкции самого вела зависит здоровье и безопасность райдера, поэтому стоит довериться специалистам.
Более 10 лет исследует тему здорового образа жизни и пишет статьи на тему медицины, здоровья, профилактики заболеваний и здорового образа жизни. Сотрудничала с различными частными клиниками, организовывала медицинские конференции и проводила интервью с врачами на сложные медицинские темы, излагая их доступным языком.